О борьбе с экстремизмом и трагических событиях, свидетелем которых стала Сирия, рассказали гостям 67-го Каннского кинофестиваля работы арабского кинематографа. Несмотря на скромное участие арабских фильмов в фестивале, где приняли участие всего две арабских картины, фильмы мавританского режиссера Абдель Рахмана Сисаго «Тимбукту... гнев птиц» и сирийских режиссеров Усамы Мухаммеда и Виамы Бадерхан «Серебряная вода» приковали к экранам внимание зрителей и удостоились самых положительных отзывов от кинокритиков. Возможно, причиной этому стала трагическая реальность, отраженная в сюжете этих фильмов.
Вызов экстремизму
Фильм «Тимбукту», который стал единственным арабским фильмом, принимающим участие в борьбе за «Золотую Пальмовую ветвь» в Каннах, сумел привлечь внимание, как кинокритиков, так и звезд мирового кинематографа, которые единогласно отметили мужество режиссера, бросившего вызов религиозному экстремизму в африканских странах.
Фильм рассказывает историю Тимбукту, со времен, когда он был центром цивилизации в западной Африке до трагического момента, когда город превратился в театр военных действий джихадистских группировок. В фильме имеются кадры, отображающие ущерб, нанесенный памятнику истории за последние несколько лет. Также картина затрагивает вопросы военного вмешательства Франции.
Абдель Рахмана Сисаго – один из самых известных режиссеров Африки. Впервые его имя стало звучать в среде африканских кинематографистов после ряда работ, посвященных важным социальным проблемам, в том числе миграция, безработицы, глобализация, долги стран третьего мира и сложная жизнь в африканских странах.
В сирийское пекло
Также гости каннского фестиваля побывали в эпицентре сирийского кризиса, который с 2011 года не перестает уносить жизни людей. Реалистичный сюжет фильма «Серебряная вода» повествует обо всех этапах развития трагических событий в Сирии. После выхода на экран работы двух сирийских режиссеров кинокритики в один голос заявили о шоке, в котором они пребывали на протяжении всего показа. Примечательно, что практически все эпизоды фильма были сняты в непосредственной близости от боевых действий.
События фильма «Серебряная вода» развиваются с момента падения первой жертвы надвигающегося кризиса вплоть до снятия блокады с города Хомс. В картину вставлены сюжеты, заснятые жителями на мобильные телефоны. Усама Мухаммед получал эти видеоролики от Виамы Бадерхан в Париже, где, к слову, он и проживает.
Короткометражный фильм
Египетский режиссер Омар Зухайри привез в Канны свою работу под названием «Что произошло после открытия туалета на 375 км». Фильм вышел на экран фестиваля в рамках программы «Синефондасьон» - программе студенческих картин. Возглавлял коллегию жюри в этой программе режиссер из Ирана. Фильм Омара Зухайри, снятый совместно с Высшим институтом кино в Египте, вступил в борьбу с 16 короткометражными участниками.
Читайте по теме:
- Арабские фильмы, запрещенные к показу в Египте
- Образ матери в арабском кино: бескрайнее тепло и забота