Арабское кино советской эпохи
26.09.2014 20:39
Арабское кино советской эпохи
Из к/ф «Борьба в долине»

История арабских кинофильмов в советском прокате насчитывает несколько десятков лет. Какие фильмы из каких стран могли увидеть за это время советские зрители? (сокращенный вариант статьи из Вестника Московского университета. Серия 13. Востоковедение. № 1, 2014)

Часть 1: Египет

Знакомство советских зрителей с арабским кинематографом состоялось в 1955 году с фильма египетского режиссера Юсефа Шахина «Борьба в долине» (Сираа фи-л-вади, 1954). В нем главную роль исполнила замечательная актриса Фатин Хамама, а ее партнером был дебютант, а в будущем - звезда мирового кино Омар Шариф. В фильме рассказывается о борьбе молодого агронома с преступником-латифундистом и его племянником, затопившими ради личной выгоды крестьянский урожай сахарного тростника. В фильме также мастерски передана трогательная история любви главного героя к дочери феодала.

Другой запоминающейся картиной Шахина стал «Каирский вокзал» (Баб аль-хадид, 1958). Этот фильм посвящен участи изгоев общества, занятых обслуживанием железнодорожных пассажиров.

Глубокое впечатление на специалистов и зрителей произвел и следующий фильм Юсефа Шахина «Земля» (Аль-Ард, 1970), поставленный по одноименному роману выдающегося египетского писателя Абдеррахмана аш-Шаркави и посвященный крестьянскому антифеодальному восстанию и его беспощадному подавлению. Образы центральных персонажей – феодала, решившего при поддержке властей проложить по наделам феллахов удобную дорогу к своему дворцу; струсивших после первых репрессий лавочника и учителя; лидера восставших крестьянин Абу Сувейлима получились в высшей степени достоверными.

«Земля» (Аль-Ард)

То, что Юсеф Шахин не удовлетворился достигнутым и продолжал творческий поиск, доказала его автобиографическая кинолента «Александрия, почему?» (Аль-Искандарийя, лие, 1979). В отличие от предшествующих работ, картина не имела строгого сюжета и была построена из мозаики отрывочных воспоминаний автора об Александрии начала 1940-х годов. В ней воспроизведена личность самого Шахина в молодые годы – живого, энергичного и любознательного юноши из семьи небогатого адвоката, мечтающего получить кинематографическое образование в США. В ожидании вожделенного приглашения на учебу, он пытается снять любительский фильм, разучивает роль Гамлета, заводит любовные интрижки, устраивает вместе с друзьями «капустники»… Сочные зарисовки александрийского быта того напряженного времени, когда войска гитлеровского генерала Роммеля стояли под Эль-Аламейном, перемежаются с кадрами хроники – английской, немецкой, арабской, придавающими фильму дополнительную масштабность и достоверность. При всем том в этой динамичной киноленте ощущается некая отстраненность режиссера от того, что он показывает. Юсеф Шахин словно говорит: вот таким был его родной многоликий интернациональный город, а смысл и мораль увиденного пусть зритель определяет самостоятельно.

Заметным успехом у советских зрителей пользовались фильмы основоположника и классика реалистического направления египетского кино Салаха Абу Сейфа. Они привлекали своей добротной, логически выстроенной драматургией, умением кинематографиста работать с актерами, стремлением в доступной форме показывать и анализировать общественно-политические и нравственные проблемы. Особенно высокие оценки заслужили картины, выпущенные в содружестве с великим египетским писателем Нагибом Махфузом, лауреатом Нобелевской премии. Фильм «Мастер Хасан» (Уста Хасан, 1952) - почти документально отображенная трудная повседневная жизнь обитателей так называемых народных кварталов Каира. Салах Абу Сейф рассказал о влачащем полуголодное существование рабочем, попытавшемся избавиться от удручающей нищеты благодаря роману с богатой женщиной из привилегированного сословия.

«Мастер Хасан» (Уста Хасан)

В фильме «Сильный» (Аль-Футууа, 1957), подтвердившем незаурядный профессионализм и художественную зрелость режиссера, реализован непростой замысел разоблачения спекулятивных махинаций, царивших на каирском овощном базаре накануне революции 1952 года.

Масштабная кинокартина Салаха Абу Сейфа «Каир 30-х годов» (Аль-Кахира саласин, 1966) создана по мотивам романа Нагиба Махфуза «Новый Каир» (Аль-Кахира аль-джадида). Через по-разному сложившиеся судьбы трех молодых людей, друживших в студенческую пору и мечтавших после университета об участии в демократических преобразованиях в стране, режиссер воспроизвел противоречивую картину жизни египетской столицы 1930-х годов.

Советские зрители могли увидеть киноленты и самого последовательного представителя реалистического направления в киноискусстве Египта Тауфика Салиха, в частности, – «Улицу дураков» (Дарб аль-махабил, 1955), вышедшую при активной личной поддержке Нагиба Махфуза. Это трагикомедия о чудаковатом бедняке-каирце, оказавшемся обладателем счастливого лотерейного билета с крупным денежным выигрышем, за которым охваченные жаждой обогащения обезумевшие соседи устроили настоящую охоту.

«Улицу дураков» (Дарб аль-махабил)

Картина Тауфика Салиха «Бунтовщики» (Аль-Мутамарридун, 1968) рассказывает о восстании пациентов туберкулезного диспансера, не выдержавших нестерпимых условий содержания и изгнавших весь административный аппарат вместе с директором. Как и следовало ожидать, в эпилоге кинофильма окружные власти подавляют выступление «смутьянов» и силой восстанавливают статус-кво. Однако, познавшие незабываемое и прекрасное чувство пусть кратковременной, но все-таки победы, вчерашние «бунтовщики» отныне станут гораздо требовательнее смотреть на проявления несправедливости, тверже верить в собственные силы и в возможность когда-то изменить ситуацию.

Пожалуй, в ряду лучших кинофильмов Египта, показанных в Советском Союзе, находится замечательная философско-психологическая историческая драма Шади Абдель Саляма «Мумия» (Аль-Мумиа, 1969 – 1975). Это история о юном вожде племени, узнавшем о тайном источнике благополучия сородичей, которые перепродавали сокровища фараонских захоронений контрабандистам. Чтобы убедительнее выявить духовную связь времен, кинематографист в высшей степени удачно и результативно использовал при реализации своего замысла художественно-изобразительный стиль древнеегипетского рисунка. Важный смысловой фон сюжетной интриги одновременно составили величественные храмы, их неповторимые интерьеры, виды Нила, общие планы пустыни. При этом в цветовой гамме по истине уникальной кинокартины, оттеняя ее драматизм, оправданно преобладали черные и темно-коричневые тона, а яркие краски оказались приглушены.

«Мумия» (Аль-Мумиа)

Говоря о восприятии фильмов египетского производства, стоит указать на специфику доминировавших в 1950 – 1970-е годы вкусовых пристрастиях советской зрительской аудитории. Великая Отечественная война потребовала от советских людей неисчислимых лишений и жертв, максимального напряжения сил. Кинематограф тоже участвовал в борьбе против фашизма и с честью выполнял возлагавшиеся на пропаганду патриотизма, убежденности в победе, веры в социализм, правительство и военное командование. Но после победы зрителям захотелось большей свободы выбора фильмов, более широкого жанрового разнообразия. Именно этим в значительной мере можно объяснить большой успех на советских экранах мелодраматических кинолент Египта, которые вместе с тем являлись нравственной проповедью, имели целью утверждать в сознании и сердцах кинозрителей близкие и понятные благородные принципы гуманизма и справедливости. Разноплановые по охвату изображаемого материала мелодраматические кинофильмы не столько отображали действительность, сколько внушали, каким образом уклоняться от ошибок, что надо делать и что делать нельзя, призывали к праведным поступкам по отношению к окружающим. При всем том, в острой сюжетной интриге с традиционным резким противопоставлением добра и зла, чести и бесчестья, правды и лжи часто обнаруживались режиссерская чуткость в понимании чувств и поступков воссоздававшихся характеров, выразительность пластики и мимики популярных звезд египетского кино. Большим зрительским успехом пользовались фильмы, где снимались Фатин Хамама, Шадия, Надия Лутфи, Суад Хусни, Мирфат Амин, Нагля Фатхи, Имад Хамди, Ахмед Мазхар, Шукри Сархан, Камаль аль-Шнауи, Хусейн Фахми, Махмуд Ясин, Нур аль-Шариф и другие талантливые актеры и актрисы национального кинематографа. Простота и доступность понимания конфликтных ситуаций, сопровождавшихся высоким эмоциональным накалом экранного повествования, обеспечивали сочувственное отношение к мелодраматическим героям – сначала жестоко обманутым, униженным и глубоко страдающим, но потом, несмотря на, казалось бы, непреодолимые враждебные обстоятельства, все же обретавшим личное счастье и желанную душевную гармонию.

«Неизвестная женщина» (Аль-Мара аль-маджхула)

Среди лидеров советского проката были, в частности, профессионально сделанные сентиментальные нравоучительные мелодрамы «Неизвестная женщина» (Аль-Мара аль-маджхула, 1959) Махмуда Зульфакара и «Черные очки» (Ан-Наззара ас-сауда, 1963) Хуссама ад-Дина Мустафы. А что касается необыкновенно трогательной ленты Хасана Рамзи «Белое платье» (Ар-Рида аль-абъяд, 1975), то она вообще стала чемпионом кинопроката, в одном только 1976 году собрав 61 миллион зрителей. Историю очаровательной девушки-продавщицы из простой семьи, пережившей великое множество совершенно незаслуженных тяжких испытаний, сохранившей при этом честь и достоинство, авторы показали с таким искренним человеческим сочувствием и с такой любовью, что она не могла не покорить сердца самых широких слоев зрительской аудитории Советского Союза.

В мире арабского кино с Анатолием Шаховым
Автор раздела: Анатолий Шахов


Подписаться на новости по теме