Арабское кино советской эпохи
08.10.2014 22:48
Арабское кино советской эпохи

История арабских кинофильмов в советском прокате насчитывает несколько десятков лет. Какие фильмы из каких стран могли увидеть за это время советские зрители? (сокращенный вариант статьи из Вестника Московского университета. Серия 13. Востоковедение. № 1, 2014)

Часть 2: Ирак

Вслед за Египтом в советском кинопрокате появились кинофильмы других стран арабского мира. Например, кино Ирака было представлено интересными и самобытными кинофильмами Мухаммеда Шукри Джамиля «Жаждущие» (Аз-Замиун, 1972) (титульное фото) и «Большой вопрос» (Аль-Масала аль-кубра, 1982). Первый из них отразил в полудокументальной манере драму страдавшей от жестокой засухи иракской сельской общины и подкупал зрителей неподдельным состраданием автора к нелегким судьбам простых крестьян национальной глубинки. Вторая кинокартина была посвящена героической борьбе иракцев в 1920-е годы против британской колониальной экспансии и тоже сплавила документализм с языком выразительных кинематографических метафор и аллегорий. Через кинофильм связующей нитью проходит красноречивый образ бьющего из-под земли фонтана нефти, отражающегося в стеклах биноклей и пенсне иноземных завоевателей.

Сирия

Демонстрировались в СССР также игровые киноленты из Сирии. Среди них была удостоенная в Тунисе главного приза Карфагенского международного кинофестиваля кинокартина «Обманутые» (Аль-Махдуун, 1972). Поставил ее по повести Гассана Канафани «Люди под солнцем» (Риджал тахт аш-шамс) известный египетский режиссер Тауфик Салих. Через грустную историю трех палестинцев, нелегально пробиравшихся в поисках лучшей доли в Кувейт, которые из-за роковой заминки на границе погибали от удушья в раскаленной солнцем автоцистерне, проступала незавидная и горькая судьба народа-изгнанника. Хорошо был встречен фильм Набиля аль-Малиха «Старые фотографии» (Бикая суар, 1979). Наблюдая за процессом патриотического и социального прозрения деревенского прожектера и краснобая, думавшего поначалу лишь о сиюминутных мещанских выгодах, кинолента рисует сложную картину жизни в подмандатной Сирии накануне антиколониального восстания 1925 – 1926 годов.

«Обманутые» (Аль-Махдуун, 1972)

Ливан

Заметный интерес привлек ливанский кинофильм Рафика Хаджара «Убежище» (Аль-Малджаа, 1981) – один из первых, посвященный кровопролитной гражданской войне 1975 – 1976 годов. Мастерски сопоставив в прологе картину процветавшего и спокойного довоенного Бейрута с неузнаваемо изменившимися в результате ожесточенных боев полуразрушенными центральными кварталами, режиссер переходит к рассказу о мыслях и чувствах группы людей, скрывающихся в полуподвальном помещении в эпицентре вооруженного противостояния.

Магриб

Высокими художественными достоинствами и актуальностью отличался фильм тунисского режиссера Тайеба Лухиши «Тень земли» (Зилл аль-ард, 1982), рассказавший о племени бедуинов, вынужденных отказываться от привычных жизненных устоев и многовековых традиций прошлого. Наступающая городская цивилизация, подчеркивает автор, – равнодушна и безжалостна к судьбам простых людей, проживающих в национальной глубинке.

Пережившим страшную войну советским людям были близки и понятны патриотические фильмы из Алжира. Решенная в суровой полудокументальной стилистике лента Мухаммеда Лахдар Хамины «Ветер с Ауреса» (Рих аль-аурас, 1966) через историю алжирской крестьянки, разыскивающей арестованного карателями сына, проводила мысль о том, что не дано победить тех, кто готов за свободу родины платить высшей ценой – собственными жизнями. Его же эпическая кинокартина «Хроника огненных лет» (Вакаи ас-санауат аль-джамр, 1974), охватившая продолжительный период с 1930-х до начала 1950-х годов, на примере типичной судьбы рядового крестьянина и его семьи отразила процесс обретения алжирцами политического опыта, укрепления чувства патриотизма.

 «Ветер с Ауреса» (Рих аль-аурас, 1966)

Положительные отзывы получили марокканские публицистически заостренные политические кинофильмы Сухейля Бен Барки «Нефтяной войны не будет» (Харб аль-битруль лан така, 1975) и «Амок» (Амук, 1982). Действие первой киноленты происходило в неком небольшом нефтедобывающем государстве. В картине на передний план выдвинута тема противостояния мафиозным иностранным и местным дельцам, жаждущим противозаконно приватизировать не принадлежащие им природные богатства. В антирасистской картине «Амок» деревенский учитель-африканец, впервые попавший в большой город, оказывается свидетелем трагических событий в Соуэто 1976 года. Немалую дополнительную художественную и публицистическую ценность киноленте придало участие в ней знаменитой южноафриканской певицы, борца за гражданские права Мириам Макебы.

В мире арабского кино с Анатолием Шаховым
Автор раздела: Анатолий Шахов


Подписаться на новости по теме