Арабское кино советской эпохи
17.11.2014 11:52
Арабское кино советской эпохи

История арабских кинофильмов в советском прокате насчитывает несколько десятков лет. Какие фильмы из каких стран могли увидеть за это время советские зрители? (сокращенный вариант статьи из Вестника Московского университета. Серия 13. Востоковедение. № 1, 2014)

Часть 3: Фестивали

В период существования Советского Союза немаловажным каналом знакомства с кинопроцессом в странах арабского мира был Московский международный кинофестиваль. C 1959 по 1983 годы в его официальных конкурсных программах участвовали 33 полнометражных художественных кинофильма из Алжира, Египта, Ирака, Ливана, Марокко, Сирии и Туниса. Многие работы арабских кинематографистов были отмечены почетными наградами. В их числе – завоевавшие соответственно Серебряный и Специальный приз жюри «Омар Гатлато» (Омар каталатху ар-руджула, 1977) и «Али в стране чудес» (Али фи билад ас-сараб, 1981), созданные алжирскими режиссерами Мерзаком Алуашем и Ахмедом Рашеди. В 1983 году Специальный приз жюри получила тунисская кинолента Тайеба Лухиши «Тень земли» (Зилл аль-ард), а кинокартина марокканца Сухейля Бен Барки «Амок» (Амук) удостоилась Золотого приза Московского международного кинофестиваля.

Примечательно, что на Московских международных кинофестивалях традиционно проводились Дни Всесоюзного государственного института кинематографии – основанного в 1919 году и являющегося самой старой киношколой в мире. Начиная с 1960-х годов специальности режиссера, оператора, художника, сценариста, киноведа в нем получили десятки представителей арабского мира. Многие из них сегодня успешно применяют полученные знания и профессиональные навыки у себя на родине. В ходе поездок в арабские страны мне неоднократно приходилось слышать от них слова благодарности и признательности ВГИКу и его преподавателям за помощь в последующем становлении в качестве мастеров экранного творчества.

Послесловие

До второй половины 1980-х годов политика советского правительства в области кинопроката носила последовательный и отчетливо выраженный контролируемый характер. Она строилась следующим образом: доминирующее положение принадлежало фильмам отечественного производства, затем шли киноленты социалистических и развивающихся стран, и только около 5 % принадлежало экранной продукции США и Западной Европы. Разумеется, в этом была своя логика – плановость сочеталась с идеологическими установками высшего руководства СССР. Западные фильмы, в том числе американские, приобретавшиеся для массового проката в строго ограниченном количестве, просматривались специальными отборочными комиссиями и должны были в той или иной степени укладываться в русло советской контрпропаганды.

Отказ в годы «перестройки» от государственной монополии на ввоз иностранной экранной продукции привел к развитию тенденций, аналогичных тем, которые уже давно существовали в глобальном масштабе, и которые сдерживались в СССР жесткими административно-политическими мерами. Очень быстро закупкой зарубежных фильмов, сопровождавшейся денационализацией кинопроката, занялись десятки частных коммерческих структур и совместных компаний. В итоге к середине 1990-х годов с российского экрана оказалось вытесненным не только отечественное кино, но и многие национальные кинематографии мира. Из репертуара кинотеатров за короткий промежуток времени исчезли фильмы восточноевропейские, индийские, арабские, латиноамериканские и других регионов земного шара. Главенствующее положение утвердилось за кинофильмами американского производства. К концу 1990-х годов их удельный вес приблизился к 90%. Кардинальное изменение функционирующего репертуара привело к тому, что зрители, особенно молодежь, в подавляющем большинстве случаев стали видеть только американскую кинематографическую картину мира.

Под влиянием «перестроечных» процессов с 1990-х годов исчезли из официальных конкурсных программ Московского международного кинофестиваля игровые фильмы арабского мира.

Между тем в 1990-е годы в Египте вышел целый ряд удачных кинофильмов. Можно, в частности, назвать затронувшую тему верности и измены сатирическую ленту о водителях микроавтобусов «Дьяволы асфальта» (Афарит аль-асфалт, 1995) режиссера Усамы Фаузи; тонкую с философским подтекстом трагикомическую картину Сайида Саида «Капитан» (Аль-Кубтан, 1997), воссоздавшую противоречивую действительность Порт-Саида конца 1940-х годов; основанную на фольклорном материале и живописно снятую кинодраму с элементами мистицизма из жизни Верхнего Египта «Финиковая водка» (Арак аль-балах, 1998) Радвана аль-Кяшифа. Из кинофильмов более позднего времени можно отметить работу Мухаммеда Кямиля аль-Кальюби «Осень Адама» (Хариф Адам, 2004), проследившую через драматическую судьбу крестьянина жизнь египетской провинции с 1940-х до 1970-х годов. Безусловно, останется в истории египетского кино кинолента Марвана Хамида «Дом Якобяна» (Имарат Якубиан, 2006), нарисовавшая широкую панораму напряженной и чреватой непредсказуемыми последствиями обстановку в Египте последних лет правления президента Мубарака.

Совершенно справедливо в 2003 году на Александрийском международном кинофестивале средиземноморских стран приза лучшего режиссёрского дебюта удостоилась посвященная драматической судьбе молодой школьной учительницы и открыто направленная против экстремизма, террора и насилия алжирская картина «Рашида» (Рашида), поставленная Яминой Башир. По праву лауреатом в Александрии стала также и кинолента из Марокко Фаузи Бен Саиди «Тысяча месяцев» (Алф шахр). В рассказе о крестьянке, переехавшей после ареста мужа в дом престарелого свекра, автор, использовав элементы гротеска и черного юмора, отобразил пороки национальной провинции начала 1980-х годов, усугубляемые нелепыми «начинаниями» начальствующих чиновников и преданных им недалеких прислужников.

Очень хорошее впечатление на меня произвела конкурсная программа арабских фильмов на XVII Дамасском международном кинофестивале 2009 года. В их числе – далекая от коммерческого кинематографа кинолента «Касанегра» (Казанигра) марокканца Нуреддина Лахмари, которая темпераментно и реалистично воспроизвела поиски своего места в жизни двух перебивающимися случайными заработками оборотистых и задиристых 23-х летних жителей Касабланки. Понравилась также картина «Тридцать» (Саласун) тунисца Аль-Фадила аль-Джазири, поэтично и выразительно передавшая историю трех молодых энтузиастов-реформаторов, пытавшихся в период 1924 – 1934 годов модернизировать и оживить находившуюся в состоянии стагнации социальную и культурную жизнь Туниса. Новаторски и в тоже время правдоподобно в кинофильме «1 : 0» (Вахид сифр) египтянка Камла Абу Заки показала представителей самых разных слоев каирского общества, чьи помыслы и чувства счастливым образом объединились в день 10 февраля 2008 года, когда сборная Египта по футболу одержала победу и выиграла Кубок Африканских Наций. Фильм-исповедь «Еще раз» (Марра ухра) сирийского режиссера-дебютанта Джуда Саида, основанная на «перекличке» памяти армейского офицера, служившего когда-то в охваченном гражданской войной Ливане, и его сына.

То, что кино в арабских странах находится в постоянном поиске и развитии, убеждают также успешно прошедшие в Москве в декабре 2010 и апреле 2012 года Недели алжирских и тунисских фильмов. Вошедшие в их программы киноленты привлекают правдивым воспроизведением типов национальных характеров, видами национальной природы, ну и, конечно, желанием понять, что препятствует человеку обрести душевную гармонию.

Подытоживая, хочется сказать следующее: по-настоящему ценят, уважают и любят только тех творцов, которые способны создавать свою неповторимую и самобытную культуру.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В период существования Советского Союза, когда немаловажным каналом знакомства с кинопроцессом стран арабского мира являлся экран Московского международного кинофестиваля, на нем демонстрировались следующие ленты:

В 1959 году в официальной конкурсной программе полнометражных художественных фильмов участвовали «Любовь навсегда» (Хубб или-л-абад, Египет, режиссер Юсеф Шахин), «Для кого светит солнце» (Ли ман ташрук аш-шамс, Ливан, режиссер Жозеф Фахда), «Сейид Эфенди» (Сейид Эфенди, Ирак, режиссер Камиран Хусни). В 1961 году - «Начало и конец» (Бидая уа нихая, Египет, режиссер Салах Абу Сейф). В 1963 году - «Победитель Салах ад-Дин» (Ан-Насир Салах ад-Дин, Египет, режиссер Юсеф Шахин), «Шушу и миллион» (Шушу ва-л-мильюн, Ливан, режиссер Антуан Рими). В 1965 году - «Изгнанный из рая» (Тарид аль-фардус, Египет, режиссер Фатин Абдель Ваххаб), «Такой молодой мир» (Силм хадис аль-ахд, Алжир, режиссер Жак Шарби). В 1967 году - «Ветер с Ауреса» (Рих аль-аурас, Алжир, режиссер Мухаммед Лахдар Хамина), «Рассвет» (Аль-Фаджр, Тунис, режиссер Омар Хлифи), «Хан аль-Халили» (Хан аль-Халили, Египет, режиссер Атиф Салим). В 1971 году - «Люди на Ниле» (Ан-Нас ва-н-нил, Египет, режиссер Юсеф Шахин), «Нож» (Сиккин, Сирия, режиссер Халед Хамада), «Феллаха» (Феллаха, Тунис, режиссер Омар Хлифи). В 1973 году - «Жаждущие» (Аз-Замиун, Ирак, режиссер Мухаммед Шукри Джамиль), «Обманутые» (Аль-Махдуун, Сирия, режиссер Тауфик Салих), «Империя «М» (Имбратурият мим, Египет, режиссер Хусейн Камаль). В 1975 году - «Кафр Касем» (Кафр Касем, Сирия, режиссер Бурхан Алавия), «Наследие» (Аль-Иср, Алжир, режиссер Мухаммед Буамари), «Нефтяной войны не будет» (Харб аль-битруль лан така, Марокко, режиссер Сухейль Бен Барка), «Сыновья тишины» (Абна ас-самт, Египет, режиссер Мухаммед Ради). В 1977 году - «Герои рождаются дважды» (Аль-Абтал иуладун марратайн, Сирия, режиссер Салах Дехни), «Омар Гатлато» (Омар каталатху ар-руджула, Алжир, режиссер Мерзак Алуаш), «Соня и сумасшедший» (Сунья ва-л-маджнун, Египет, режиссер Хуссам аль-Дин Мустафа). В 1979 году - «Нахла» (Нахла, Алжир, режиссер Фарук Балуфа), «Сладка любовь моя» (Хабибати я хубб ат-тут, Сирия, режиссер Мерван Хаддад). В 1981 году - «Али в стране чудес» (Али фи билад ас-сараб, Алжир, режиссер Ахмед Рашеди), «Старые фотографии» (Бикая суар, Сирия, режиссер Набиль аль-Малих), «Убежище» (Аль-Малджаа, Ливан, режиссер Рафик Хаджар).

Отмечены почетными наградами:

В1967 году «Ветер с Ауреса» (Рих аль-аурас) Мухаммеда Лахдар Хамины - приз Союза писателей СССР; «Рассвет» (Аль-Фаджр) Омара Хлифи - приз Советского комитета защиты мира. В 1971 году «Люди на Ниле» (Ан-Нас ва-н-нил) Юсефа Шахина - приз Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. В 1973 году «Жаждущие» (Аз-Замиун) Мухаммеда Шукри Джамиля - приз Союза кинематографистов СССР; «Обманутые» (Аль-Махдуун) Тауфика Салиха - приз Советского комитета защиты мира; «Империя «М» (Имбратурият мим) Хусейна Камаля - приз Комитета советских женщин. В 1975 году «Кафр Касем» (Кафр Касем) Бурхана Алавии - Специальный диплом жюри; «Нефтяной войны не будет» (Харб аль-битруль лан така) Сухейля Бен Барки - приз Комитета солидарности стран Азии и Африки. В 1977 году «Омар Гатлато» (Омар каталатху ар-руджула) Мерзака Алуаша -Серебряный приз. В 1979 году приз за лучшее исполнение женской роли в фильме «Нахла» (Нахла) получила Ясмин Хлат. В 1981 году «Али в стране чудес» (Али фи билад ас-сараб) Ахмеда Рашеди завоевал Специальный приз жюри; «Убежище» (Аль-Малджаа) Рафика Хаджара - приз Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. В 1983 году «Тень земли» (Зилл аль-ард) Тайеба Лухиши - премию жюри, а фильм Сухейля Бен Барки «Амок» (Амук) удостоен Золотого приза Московского международного кинофестиваля.

В мире арабского кино с Анатолием Шаховым
Автор раздела: Анатолий Шахов


Подписаться на новости по теме