Шади Абдель Cалям, «фараон египетского кино»
18.12.2013 13:18
Шади Абдель Cалям, «фараон египетского кино»
Фото: © Кадр из фильма «Мумия»

В восстановленной в 2002 г. Александрийской библиотеке, сразу ставшей достопримечательностью современного Египта, действует постоянная экспозиция, посвященная египетскому кинорежиссеру, сценаристу, художнику и педагогу Шади Абдель Саляму (1930 – 1986 гг.). Мартин Скорсезе, объявивший в 2007 г. на Каннском фестивале об образовании Всемирного фонда кино, призванного сберечь шедевры экранного искусства, одним из первых включил в их число фильм Шади Абдель Саляма «Мумия» («Аль-Мумия»), ограниченно показанный в Советском Союзе под «коммерческим» названием «Тайна племени Харабат».

Шади Абдель Салям

Карьеру в кино Ш.А.Салям начинал ассистентом видных режиссеров Салаха Абу Сейфа, Юсефа Шахина, Хенри Баракята, окончив до этого в 1955 г. факультет изящных искусств Каирского университета и пройдя театральную стажировку в Лондоне. Международная известность пришла после работы одним из художников-постановщиков на американском блокбастере «Клеопатра» (1963) Джозефа Манкевича и картине поляка Ежи Кавалеровича «Фараон» (1966). Средства на создание киноленты «Мумия» в министерстве культуры Египта удалось получить при поддержке мастера итальянского неореализма Роберто Росселини. Хотя фильм был завершен в 1969 году, в местный прокат он вышел только через шесть лет: цензуре не понравилась его тема, а также неожиданная эстетика, чуждая стереотипам «арабского Голливуда».

В сюжетную основу легли реальные события, имевшие место в окрестностях Луксора в конце XIX века. Герой киноленты, юноша Ванис становится вождем племени Харабат и от старейшин он узнает о секретном источнике благополучия сородичей. Оказывается, племенная верхушка разоряет расположенные в труднодоступной горной пещере гробницы древнеегипетских фараонов и продает бесценные реликвии контрабандистам.

Мучительные размышления о том, что важнее для людей – удовлетворение материальных потребностей или же приобщение к вечности через сохранение редкостных памятников старины, – приводят киногероя к экспедиции египтологов, работающих в окрестностях древних Фив. При помощи Ваниса, решительно отрекающегося от вознаграждения, археологам удается спасти великие ценности прошлого от варварского разграбления и вывоза за пределы Египта…

Шади Абдель Салям впервые в мировом кино использовал неповторимый художественно-изобразительный стиль настенного древнеегипетского рисунка для раскрытия исторической и духовной связи времен. В визуальном ряде центральное место заняли величественные храмы, их впечатляющие своеобразные интерьеры, панорамы Нила, золотистые пески в расщелинах обуглившихся от сахарского зноя гор, составившие основной смысловой и психологический фон сюжетной интриги. В конечном счете две точки зрения: главного персонажа и автора кинофильма как бы слились в нерасторжимое единое целое…

Картина «Мумия», в которой Шади Абдель Салям выступил соавтором сценария, режиссером и художником-постановщиком, получила в 1970 г. приз Жоржа Садуля во Франции; стала лауреатом кинофестивалей в Лондоне, Карфагене и Тегеране; попала в число номинантов на американского Оскара, но так и осталась первым и единственным образцом «фараонского фильма». Попытки режиссера получить поддержку для своей новой киноленты «Эхнатон» - о великом фараоне Древнего Египта, впервые в истории человечества попытавшемся утвердить единобожие, - успеха не имели.

Последние годы жизни «фараон египетского кино» являлся профессором Каирского высшего киноинститута и руководил Центром экспериментального фильма. Уже после смерти выдающегося мастера, наступившей в 1986 г., на Асуанском фестивале молодых египетских кинематографистов были учреждены три почетных приза имени Шади Абдель Саляма: за лучший дебют в игровом, документальном и анимационном кино.

В мире арабского кино с Анатолием Шаховым
Автор раздела: Анатолий Шахов