Часть вторая: Маршрутное такси
Наверное, самый популярный вид транспорта.
В этих маршрутках меня до глубины души поражают сразу несколько вещей. В первую очередь, это отсутствие номеров, четко обозначенного маршрута и вообще любых опознавательных знаков на самой маршрутке. Водитель, видя потенциальных пассажиров, на ходу делает какие-то замысловатые жесты, которые призваны объяснить, куда идет маршрутка. Местные жители каким-то образом понимают эти таинственные знаки. Порой пункт назначения выкрикивается прямо на ходу, в открытое окно. Очень-очень редко на маршрутке может быть написан маршрут (пункт А- пункт Б). Но даже это не является гарантией того, что водитель направляется именно туда. Может быть, он давным-давно передумал и едет совершенно в другое место, а табличку просто забыл снять. В конце концов, кому она мешает? При посадке египтяне все равно уточняют, куды едем.
Вместимость стадартной маршрутки - 14 человек.
Заходя в маршрутку, египтяне обычно здороваются (приветствие обращено ко всему салону и водителю) . Остальные пассажиры отвечают нестройным хором голосов.
Оказавшись в маршрутке рядом с человеком, который перебирает четки и бормочет какие-то молитвы, не торопитесь спасаться бегством. Нет, это не террорист-смертник, а вполне обычный египетский пассажир. Человек всего лишь произносит молитву, чтобы маршрутка (в которой среди прочих едете и Вы) благополучно доехала куда нужно. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие от поездки.
Всем известно, что у мусульман есть словосочетание ИншаАлла ("даст Бог"). Но люди Запада обычно говорят эти слова, имея в виду что-то серьзное, где никак не обойтись без Божьей помощи: Дай Бог купим квартиру, Дай Бог он выживет после операции и т.п.
В Египте это слово употребляется намного чаще, даже в самых обычных бытовых ситуациях. Например, в транспорте– пассажир просит остановить у мечети. Водитель плохо ра сслышал и уточняет: у мечети? Русский человек ответит просто "Да". Египтяне почти всегда отвечают "ИншаАлла". Имея в виду, "да, если на то будет воля Аллаха"
В этом речевом обороте, на мой взгляд, очень емко выражена разница в нашем религиозном воспитании и отношении к Богу.
Люди Запада обычно вспоминают о Боге, когда нужна помощь в каких-то очень глобальных вещах.
Восточный человек со смирением признает тот факт, что без Божьей помощи он не доедет даже десяток метров до ближайшей мечети.
Если в есть свободные места, женщина в маршрутке и в любом другом общественном транспорте старается занять отдельное сиденье или сесть рядом с другой женщиной. Но если час пик и все забито под завязку, а ехать надо, тогда едут как получится, хоть на головах друг у друга.
Если в маршрутке встретятся двое знакомых, то один обязательно заплатит за своего товарищар. При этом они будут долго спорить, бить друг друга по рукам, кричать "убери деньги, я сам заплачу" и торопиться как можно быстрее передать деньги водителю, - в общем, будет разыграна пантомима "убери деньги, я заплачУ сам".
Порой маршрутка едет тихо. Пассажиры говорят по телефону, глядят в окошко или тихо дремлют на задних сиденьях. Но бывает и наоборот. Предположим, водитель вдруг решил поделиться с пассажирами своими политическими взглядами. Наверняка найдутся те, у кого взгляды прямо противоположные. И понеслась... Скорее всего, и остальне пассажиры молчать не будут. В таком случае остается вжаться в сиденье, заткнуть уши и тихо молиться, чтобы водитель в пылу спора не выпустил руль и не забыл, куда едет.
Потому что египетская маршрутка - она непредсказуема. Как и сам Египет.
Еще один предмет для обсуждений и споров– тарифы. Кто и как их устанавливает – большой-большой секрет. Маршрутки в Египте все частные, и государство этот вопрос как-то не слишком регулирует. Бывает, что пассажир отдает водителю деньги - предположим, один египетский фунт(оплата обычно производится при посадке), а его просят доплатить еще 25 пиастров. Пассажир возмуще: он тут каждый день ездит за один фунт.
"А бензин-то подорожал",– выдвигает свой аргумент водитель.
Остальные пассажиры прислушиваются с интересом, а затем присоединяются к дискуссии. И снова понеслась...
Цена проезда всегда зависит от того, откуда и куда конкретно едет пассажир, и не зависит от того, куда едет маршрутка. В России обычно установлена четкая такса за этот маршрут, и неважно, едешь ты одну остановку или от начала до конца. В Египте за проезд на одну-две остановки пассажир всегда платит минимальный тариф.
Проезд в Египте стоит недорого, - правда, в последнее время он подорожал в связи с ростом цен на бензин. В некурортных городах стоимость проезда обычно от 50 пиастров до 3 фунтов (сейчас может быть уже чуть дороже).
В Хургаде за проезд обычно берут минимум 1 фунт. (Один фунт примерно равен 5 рублям, так что по сравению с РФ проезд здесь все равно стоит недорого).
В Шарм-эль-Шейхе за проезд от Старого города до Наама Бэй раньше тоже брали один фунт (сейчас – не знаю), хотя с "русо туристо" могли взять и 1 доллар. А с европейских туристов – даже 1 евро. Цены сейчас, вероятно, выросли, а вот отношение к туристам вряд ли когда-то поменяется.
Но это при условии, что турист не знает цену. Если же он все знает и молча протягивает необходимую сумму в местной валюте – то спорить и требовать доплатить не будут.
Маршрут поездки порой зависит от настроения водителя и текущей ситуации. Бывает, что стоит толпа у Дельта Шарм, и все хотят ехать в Наама Бэй. Подъезжает долгожданная маршрутка, но водитель через окно объявляет, что едет в Набк. Люди, которые уже заняли низкий старт для, разочарованно возвращаются на свои места.
Водитель постоит минут пять, выкурит сигаретку.. и видит, что желающих ехать в Набк так и не наблюдается. Тогда он вздохнет и каааак крикнет: Марииина!!!....
Марина – это тоже название Наама Бэй, для местных. А сам водитель, оценив ситуацию, передумал ехать в Набк.
И народ радостно лезет внутрь.
Нужно ли говорить, что , как и весь египетский транспорт, маршрутки не соблюдают никаких правил дорожного движения , обгоняют друг друга и очень активно используют звуковые сигналы.
Иногда прямо по пути водитель покупает себе чай или кофе. Как он едет со стаканом горячего напитка и сигаретой, при этом удерживая руль, а также принимая от пассажиров деньги и отсчитывая сдачу – я, честно говоря, не представляю.