В самом сердце алжирской пустыни, где царит абсолютная тишина и глубокое спокойствие, разворачивается захватывающая дух картина, созданная природой. Среди шуршащих под ногами песков здесь открывается редкая природная композиция, на которой красуются скалистые рельефы, образовавшиеся от воздействия вулканической активности и силы природы. Композиция эта своей красотой и изысканностью бросает вызов воображению человеческому. Зритель как будто переносится на выставку лучших произведений современного искусства.
Когда смотришь на алжирский город Севар, кажется, что чистое небо касается бесплодной пустынной земли. Вырисовывается глубокая природная гармония. Кажется, будто земля охватывает небо в своих объятиях, а небо, в свою очередь, опускается, чтобы нежно коснуться земли. Именно такой пейзаж был когда-то домом для зеленого оазиса, который в далекие времена наполняла жизнь. Теперь же, этот пейзаж остается единственным свидетелем удивительных преобразований, которые может творить природа на протяжении тысячелетий.
Алжирский город Севар и мифы вокруг него
В самом сердце алжирской пустыни расположен древний город Севар. Он находится на территории национального парка Тассилин-Адджер, что в переводе с языка племен туарегов, населявших этот район на протяжении тысячелетий, означает «Бычье плато». Этот горный массив, возвышающийся среди золотых песков Сахары на юго-востоке Алжира, скрывает одно из самых выдающихся сокровищ истории: надписи на стенах пещер, сохранившиеся с доисторических времен.
Эти первобытные надписи являются не просто живым историческим свидетельством, они стали сборником множества мифов и легенд, которые на протяжении веков создавало народное воображение. А сложность навигации по узким коридорам и неровным тропам гор Тассилин только добавила загадочности этому объекту. Некоторые даже верят в самые невероятные теории, по которым за этими загадочными надписями стоят инопланетяне или даже джинны.
Среди любопытных историй выделяется рассказ британского мага, поэта и альпиниста Алистера Кроули, который, как говорят, посетил Тассилин с группой своих друзей, чтобы исследовать его древние тайны. Легенда гласит, что все, кто был с ним, исчезли в глубине пустыни, а он вернулся один. Естественно, эта история добавила этому уникальному месту азарта и загадочности.
Севар – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
В 1982 году ЮНЕСКО признала плато Тассилин-Адджер неотъемлемой частью Всемирного наследия, объявив его крупнейшим «каменным лесом» или каменным городом на Земле, площадь которого оценивается более чем в 89 тыс. квадратных километров.
Документируя это место, ЮНЕСКО подчеркнула высокую художественную и историческую ценность, которую, в частности, представляют первобытные наскальные рисунки, число которых переваливает за 15 тыс. Такие рисунки помогают человечеству создать представление о жизни и развития древнего человека.
Сложная геология Тассилин-Адджер, относящаяся к палеозою между 550 и 370 миллионами лет назад, рассказывает историю Земли в ее самые ранние времена развития. Надписи, обнаруженные на его стенах, фиксируют серьезные изменения климата и миграции животных, а также развитие человеческой цивилизации около 8000 лет назад, показывая, что искусство было средством выражения и общения для наших предков.
Особенность надписей в городе Севар заключается в непрерывности их повествования на протяжении определенного времени, а именно с древних времен до первых веков нашей эры. Религиозно-магический аспект, которому первые жители региона посвятили большую часть своих надписей, в настоящее время является богатым источником для изучения религий того периода, особенно в «круглоголовый» период, который характеризуется изображением людей с круглыми головами, которые могут быть ошибочно приняты или интерпретированы, как изображение инопланетян или джиннов.
Несмотря на эти мифы и легенды, документированные исследования, в ходе которых были проанализированы наскальные надписи в Тассилин, по-прежнему имеют большую научную ценность, поскольку они смогли дать довольно детальный и углубленный взгляд на цивилизации, населявшие эти земли, в частности, в эпоху неолита.
Благодаря открытиям француза Анри Лота в 1969 году, которые показали миру это археологическое сокровище, с помощью коренных жителей из племен туарегов в 1972 году был создан национальный парк с целью защиты и сохранение этой территории. По состоянию на 2020 год правительство Алжира объявило о регистрации более 17 000 археологических памятников в регионе Тассилин в городе Севар, что подтверждает его глубокую культурную значимость для всего мира.
Странные рисунки и религиозные ритуалы
Пока эти слухи и поверхностные объяснения вызывают народное любопытство по поводу фигурок круглоголовых мужчин, нарисованных в пещерах Тассилин, исследователи пришли к выводу, что эти изображения являются отсылкой к сложным религиозным и духовным ритуалам. Эти символы, которые могут показаться странными современному глазу, на самом деле относятся к глубоким религиозным убеждениям древних людей, населявших Севар и регионе Тассилин в целом.
Эти рисунки отражают глубокое понимание религиозной символики, что напоминает древнеегипетскую традицию, когда мужчины носили маски животных в ритуалах мумификации, особенно маску шакала, имеющую отношение к Анубису, богу мертвых. Эти практики не были буквальным выражением реальности, а скорее символизировали глубокие духовные убеждения, связанные с духами-проводниками в потустороннем мире.
Ритуалы перехода в мир иной и погребения в алжирском городе Севар, как показывают исследования, имели большое значение для местных жителей и демонстрировали особый интерес к загробной жизни. Исследования захоронений, обнаруженных в этом районе, в том числе тел, захороненных в определенных положениях, и гробниц с погребальной мебелью, указывают на наличие устоявшихся религиозных убеждений и тщательно продуманной погребальной процедуры.
Подобные открытия подтверждают гипотезу, по которой рисунки в пещерах Тассилин были не просто произведениями изобразительного искусства, а, скорее, выражением сложных религиозных убеждений и ритуалов. Так что понимание наскального искусства связано не только с эстетической оценкой, но и требует понимания культурного и духовного контекста, который доминировал в период его создания.
И пока некоторые ищут простые объяснения всему этому в мифах и легендах, научный анализ раскрывает истинные значения и традиции, которые отражают сложность человеческого мышления и глубину духовности древних цивилизаций.
В контексте продолжающихся исследований тайн города Севар открытия не ограничивались только религиозными и духовными аспектами. Они затронули и вклад древней цивилизации в сфере изготовления инструментов. Археологи утверждают, что период, известный как «ашельский» период палеолита, характеризуется особенно успешным развитием людей в придании каменным орудиям различных форм. Конечно же, сделали свой вклад в производство каменных инструментов и жители Севара.
Регион Тассилин стал свидетелем еще одной цивилизационной фазы, известной археологам как мустьерская цивилизация, которая считается одним из столпов эпохи среднего палеолита. На этом этапе стали изготавливаться инструменты из гладких, мелко ограненных каменных фрагментов, в отличие от более округлых или овальных ашельских инструментов. Жители региона использовали эти инструменты для выполнения самых различных работ, таких как резка и выцарапывание. Распространение мустьерской цивилизации не ограничивалось только районом Тассилин. Она охватила в том числе Азию и Европу, а также в меньшей степени Северную Африку.
Кроме того, исследования подтверждают наличие следов Атерийской культуры, которая среди прочих оказала влияние на Тассилин. Эта археологическая культура относится к среднему каменному веку Северной Сахары и региона гор Атлас. Она захватила территорию от Мавритании до Египта. В этот период жители Тассилин использовали такие материалы, как кварц и вулканические камни, для производства своих инструментов, что отражает их техническое и культурное развитие на протяжении различных эпох.
Севар – историческое сердце алжирской пустыни
Археологические исследования раскрыли сложную сеть коммуникаций и торговых отношений между доисторическими народами, подтвердив тем самым, что эти общества не жили изолированно. Одним из убедительных доказательств такого взаимодействия является находка каменных орудий вдали от мест их первоначального производства, что указывает на наличие торгового обмена в древние времена.
Также на примере народов, некогда населявших Сахару, в том числе и жители города Севар в Тассилин, можно проследить, как природные факторы, такие как редкие реки, проникающие в Сахару, помогли создать мосты сообщения между севером, югом и центром. Путешествуя по реке, эти общины смогли узнать друг друга. Естественно, это заставляло их развивать свои навыки мореплавания и изготовления лодок. А некоторые наскальные рисунки, на которых изображены лодки, документируют важность водных артерий, как путей сообщений.
Кажется, что плато Тассилин, которое сегодня представляет собой засушливую пустыню, в прошлом было плодородной землей, полной жизни, а ее зеленые равнины были пастбищем для жирафов, бегемотов, оленей, коров и овец. Длительные археологические исследования показали, что древние жители Тассилин занимались скотоводством и сельским хозяйством, используя в своих интересах эти плодородные почвы.
Культурный обмен и взаимодействие между жителями района Тассилин и представителями соседних и отдаленных регионов, создали богатую и разнообразную культурную среду. Именно благодаря этому регион стал привлекательным местом для иммигрантов, будь то с юга через тропические леса или с севера, что привело к слиянию множества культур в одно горнило.
Петроглифы, которые отражают удивительное и порой загадочное человеческое разнообразие, являются свидетельством этого культурного взаимообогащения, так как на них изображены людей с разной одеждой и прическами. Эти изображения также отражают результаты торговых поездок и культурного обмена с участием жителей региона.
Несомненно, эти древние письмена и надписи имеют огромную историческую ценность, поскольку документируют не только повседневную жизнь жителей Севара того времени, но еще и их обычаи, религиозные убеждения, устоявшиеся ритуалы, а также их связи с другими обществами. И хотя некоторые из этих надписей могут содержать преувеличения или расплывчатые представления, они остаются основным источником для понимания образа жизни этих древних людей и их культур.
Читайте по теме:
- В ОАЭ обнаружили самый древний город жемчужного промысла в Персидском заливе
- Тимга – древнеримский город в Алжире, напоминающий шахматную доску
- Плато Аскрем в Алжире и самый красивый в мире восход и закат